.angelizer написал(а):На основании чего сделан вывод, что словесная игра принципиально отличается от других способов человеческого общения?
На основе условий, в которых это общение происходит.
Тут спасибо Джу за обзор и попытку разграничить работу психотерапевта, доверительного общения и словесной игры. В общем этот обзор справедлив в первом приближении, и самая главная, с моей позиции, мысль, прозвучавшая в обзоре, это
Ju_Undin написал(а):Игрок создает персонажа, которого автоматически отождествляет с собою (его игра ведется от первого лица). Если в жизни он не позволяет другим людям манипулировать собой, то в игре он спокойно позволяет это делать мастерским неписям со своим персонажем, ибо верит, что это происходит не с ним. Но часто игрок заигрывается, и граница между поведением и мотивациями персонажа и игрока размывается.
то есть, в обычном общении мы отождествляем друг друга с конкретной личностью, с присущими её особенностями и социальными ролями (брать, друг, продавец и т.п.) В словеске же идёт, как верно замечено, размывание этой практики - Петя не только Петя, а сэр Галахад, а Вова-не только Вова, но и мастер, Дракон Бу, Царица Савская, калека на дороге, Злой маг, Говорящий конь...
Макс, где ещё мы можем встретить подобную структуру общения?
Театра одного актёра - близко, но роли играют оба участника: один - одну, второй - сразу несколько. Пусть игрок полностью отождествляет себя со своим персонажем, а мастер отождествляет себя с NPS только частично, специфики общения это не нарушает.
Джу, твой тезис
.angelizer написал(а):Вопросы мастерской этики не лежат и не могут лежать в плоскости межличностных отношений. Они могут регулировать исключительно формальную сторону взаимодействия «мастер - игрок».
Если я тебя правильно понял, то он базируется на том, что с одной стороны мастер – обычный человек, который взял на себя единственное обязательство: развлечь игрой товарищей, по ходу развлекаясь сам процессом вождения по игре (мы сейчас не будем рассматривать дидактические, воспитательные и прочие задачи, которые в эту игру могут быть заложены, а могут быть не заложены).
С другой стороны – игрок, обычный человек, который решил развлечься игрой..
Если исходить из этого определения - по какой-то причине один человек берется развлечь других людей, получая удовольствие от процесса сам. Если это так, то на данную деятельность не должны влиять такие факторы, как численнось игроков, симпатии и антипатии людей - на празднике все равны, и вообще межличностные отношения, личные переживания должны играть как можно меньшее значение - ведь основная цель, декларируемая тобою, развлечься.
Если это так, то существуют гораздо более эффективные способы проведения досуга и развлечения себя (телевидение, компьютерные игры, театр, кино, спортивные состязания, дискотеки, творческие вечера, фестивали, страйкбол..) всё, что не требует от человека активного межличностного общения с каким-то конкретным человеком на протяжении достаточно долгого времени.
Кстати о времени, психотерапия в современных условиях длится в единичном случае не более одного месяца, при этом специалист обязан воздерживаться от любого иного общения с клиентом, кроме делового, чтобы не возникало явления личной привязанности людей между собою.
Словески таких ограничений не имеют, более того, для эффективной игры необходимо, чтобы игрок доверял мастеру, что подразумевает уровень отношений, отличный от повседневных социальных взаимодействий. Почему тяжело играть в кафе, электричках, автобусах и т.п., потому что нужна доверительная и спокойная атмосфера для словески.
Таким образом из разряда социальных взаимодействий, обусловленных некими правилами (игра как развлечение), словески имеют тенденцию к переходу в иное качество, где ведущую роль начинают играть межличностные отношения и явления. Таким образом вопрос этики (личностной и мастерской) начинает распространяться и на межличностную сферу, поскольку иных регуляторов этих отношений и явлений нет.
И по целям, которые, как мне кажутся, движут мастером и игроком в словеске - это, как ни парадоксально, психологическая разгрузка тех напряжений, которые скопились у участников, в метафорической форме игры. То есть на первое место выходит не получение удовольствия от смены роли, вида занятий и прочие плюсы, которая даёт нам роль, а отдых - очищение от того, что человеку мешает в жизни.
Отредактировано Tinnar (2010-01-20 14:11:51)