Калужский ролевой форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Калужский ролевой форум » Ролевые игры живого действия » Обсуждение: история и истоки ролевых игр в России


Обсуждение: история и истоки ролевых игр в России

Сообщений 1 страница 30 из 45

1

*перенос трололо офтопа из соответствующей темы*

Ju_Undin написал(а):

Речь пойдёт в особенности о ролевых играх живого действия (или, как у нас называют, полигонных), хотя и другие виды игр у нас тоже в большом почёте: и кабинетные игры (на два-три часа или сутки в помещении), и городские (действие разворачивается прямо в городских условиях), [i]и словесные (AD&D или другие по придуманному мастером миру).

Выделение моё, потому как пройти мимо такого чудесного примера уровня развития полёвщиков (типовых, тысячи их) в этой стране невозможно было никак. Как увидели первый раз дыынду в девяностых, так с тех пор только ей настолки и меряем. А если не днд, то исключительно мир, придуманный мастером, ибо о других игровых мирах, системах, вариантах распределения мастерских функций в игровой группе and what not в краю диких балалаек и пьяных медведей никогда не слыхали. Лучше б уважаемый автор совсем не раскрывал сути "термина" (тем более, что на западе trpg появились пораньше нашего и никаких трудностей с его пониманием ни у кого не возникнет), чем выставлял в таком сомнительном свете отечественных ролевиков. Про очередную синекдоху (словеска=нри) и вовсе промолчу. Как и про оксюморон "словесное аднд".

Отредактировано Administrator (2011-03-15 13:25:34)

2

uac написал(а):

учше б уважаемый автор совсем не раскрывал сути "термина" (тем более, что на западе trpg появились пораньше нашего и никаких трудностей с его пониманием ни у кого не возникнет)

Позволь с тобой не согласиться.
Вот уже третий год русские ролевики посещают западные коны и столкнулись с очень разным пониманием того, что такое полигонная РПГ и как она проводится. делается и т.п. Это разное понимание, разный подход, породили массу вопросов у западных ролевиков. Они попросили об этой статье, и она имеет место быть.
А твои обиды за словесные игры понятны, ибо они - твоя специализация. Но статья не про них. AD&D - просто маркер, указывающий на огромный раздел РПГ, о котором в статье речи нет.  Стрела (автор статьи) - один из опытнейших ролевиков и мастеров России, член мстерской группы "Александр VI" и т.п. Она пишет именно о том, что знает, причем пишет верно и грамотно.
Ты придираешься к терминам, касающимся того, что ты называешь "настольные ролевые игры". Вся проблема в том, что "Манчкин" - тоже настольная игра. А "Да, темный властелин" - по всем признакам настольная ролевая игра. И термин "словеска" у большинства ролевиков - маркер для AD&D и прочих систем (о, я уже вижу яд, сочащийся с твоего клыка, ибо AD&D опять на первом месте).
Я не знаю, как именно словески пришли в СССР (а пришли они к нам еще тогда, я точно знаю), но были они именно западным продуктом в чистом виде, переводимым на русский дилетантами с трудом и перевиранием. а вот истоки полевых игр очень верно и точно изложила Стрела. И, именно потому, что истоки наших и ихних, забугорных, РИ живого действия сильно различны, сильно отличны и подходы, и понимание, и постановки проблем.
Вот.

Отредактировано Ju_Undin (2011-03-13 12:09:06)

3

Ju_Undin, где я в своём посте говорил про ненужность или неправильность раскрытия автором понятия "полигонная ролевая игра"? Собственно, на этом можно было бы остановиться, ну да ладно ))

"Манчкин", "Да, тёмный властелин" и прочие "Аркхем хорроры" - с их определением нет никаких проблем, это настольные игры. И за рубежом они вполне однозначно идентифицируются словосочетанием board game. Так же, как настольные ролевые игры идентифицируются словосочетаниями tabletop rpg и pen-and-paper rpg. В англоговорящих странах, насколько мне известно, под ролевыми играми по умолчанию понимаются именно trpg, поскольку LARP у них и возникли позже (по крайней мере, в массовом сознании), и вообще другая песня. Даже сами эти названия (trpg и pnp rpg) - ретронимы, что как бы намекает нам. (Кстати, думаю, этим и обусловлено непонимание на конах, о котором ты говоришь; тот же финский Turku manifesto в своё время схожие проблемы породил.) Именно об этом и была у меня речь: поскольку это хобби (настольные ролевые игры aka словески) пришло к нам с запада, то и объяснять западу, что это такое, не нужно. Тем более так. Это не то чтобы обида, это бесит же повод придраться, да ))

А что до "большинства ролевиков" и того, что я называю настольными ролевыми играми, то мой опыт общения, как личного, так и на крупных русскоязычных ролевых ресурсах, говорит, что словески синонимичны нри, главным образом, у полёвщиков, особенно хардкорных и олдскульных, к которым, без сомнения, относится автор статьи )) Для остальных же они - подвид настольных ри "без системы и кубиков".

P.S.: кстати, если есть сомнения в том, почему "Да, тёмный властелин" не ролевая игра, посмотри на My Life with Master http://www.gameforums.ru/img/smiles/evil2.gif

Отредактировано uac (2011-03-13 17:15:10)

4

uac написал(а):

А что до "большинства ролевиков" и того, что я называю настольными ролевыми играми, то мой опыт общения, как личного, так и на крупных русскоязычных ролевых ресурсах, говорит, что словески синонимичны нри, главным образом, у полёвщиков, особенно хардкорных и олдскульных, к которым, без сомнения, относится автор статьи )) Для остальных же они - подвид настольных ри "без системы и кубиков".

Спасибо за подробное объяснение с англоязычными терминами. Но вот ведь проблема! Я английского не знаю. И многие - тоже. А наша манера сокращать длинные названия до коротких (полевки, настолки, словески и т.п.) и порождает путаницу в терминах.
Вот ты и сам использовал характеристику "полевщик", не так ли? Вся проблема в том, что шахматы в русском - тоже настольная игра. Можно уточнять, что она логическая и т.п., но общий... жанр ставит ее в одну шеренгу с проферансом, мотыгой и домино.
И мое ИМХО таково, что "настольная ролевая игра" - термин несколько не точный, ибо настольная игра по определению требует стола. поля игры. А дайсы можно и на пол кидать)))
В свое время на Хавской я слышала термин "ситуативная игра". С моей т.з. это - гораздо более точный и корректный термин, ибо любая НРИ - эта череда ситуаций, предлагаемая мастером и разрешаемая игроком или группой (партией игроков). Есть и прижившееся сокрощение "ситуативка" ))).
Конечно, можно требовать ото всех, чтобы они употребляли только кальки переводов англоязычных названий, не забумываясь, что в русском это может звучать коряво, двухсмысленно или неточно. Но, как мне кажется, стоит прислушаться к тому, как преобразуются названия в живой речи и попытаться понять, почему это происходит. И так думаю не тольо я, но и неолдскульные и хардкорные игроки)))

5

Небольшой дисклеймер, чтобы избежать возможного непонимания. Мой изначальный пост был написан не под влиянием обиды за "настолки" и не из желания навязать кому-либо свою терминологию или поспорить за неё. Этого не было даже в мыслях. Что было, так это небольшая саркастичная рефлексия на тему разности миров, в которых вращаются автор и потенциальный читатель, желание расшевелить несколько скисшую формуную жизнь, и (конечно же) потакание своим низменным троллячьим инстинктам. Не могу отрицать, что форма была выбрана достаточно вызывающая, поэтому прошу прощения, если оскорбил твои (или чьи-либо ещё) чувства в отношении автора или темы обсуждаемой статьи. В свою очередь могу уверить, что с моей стороны никаких претензий к недостатку внимания к "словескам" или к использованной автором терминологии нет. Я прекрасно понимаю, о чём статья, и то, что мой пост - именно мелочная придирка "ни о чём", являющаяся лишь отправной точкой провокации. К основному содержанию статьи у меня нет никаких нареканий. Не могу обещать, что в будущем обойдусь без подобных подвохов, но постараюсь выражать свои мысли более дружелюбно :)

Теперь к делу. Сразу извиняюсь за оверквотинг, но без него что-то не получается ответить на всё и сразу.

Ju_Undin написал(а):

Но вот ведь проблема! Я английского не знаю. И многие - тоже.

Английская терминология была важна в контексте направленности статьи на англоговорящую аудиторию (она же была адресована западным ролевикам и переведена на английский вторым соавтором, правильно?), поэтому аргументация на неё и опиралась. Это - единственная причина, по которой я её употребил.

Ju_Undin написал(а):

Вся проблема в том, что шахматы в русском - тоже настольная игра. Можно уточнять, что она логическая и т.п., но общий... жанр ставит ее в одну шеренгу с проферансом, мотыгой и домино.

Для начала, мотыга - коллекционная карточная игра (CCG или Collectible card game, да простят мне английский снова), что уже несколько упрощает ситуацию с классификацией. Для продолжения - шахматы и есть настольная игра. Как преферанс, шашки, "Колонизаторы" или "Манчкин". И что-то мне подсказывает, что ты и без меня и википедии это прекрасно знаешь ))

Ju_Undin написал(а):

И мое ИМХО таково, что "настольная ролевая игра" - термин несколько не точный, ибо настольная игра по определению требует стола. поля игры. А дайсы можно и на пол кидать)))

Надеюсь, смайлы в конце предложения как бы призывают не принимать всерьёз это маленькое передёргивание? )) Потому как в противном случае нам придётся срочно придумать какое-то новое обозначение для того, чем мальчишки зимой во дворе до ночи с клюшками и шайбой занимаются. Ведь ни судьи, ни разметки поля, ни даже, бывает, коньков и ворот реальных нет. Не хоккеем же это  называть, ей б-гу.

Ju_Undin написал(а):

Конечно, можно требовать ото всех, чтобы они употребляли только кальки переводов англоязычных названий, не забумываясь, что в русском это может звучать коряво, двухсмысленно или неточно. Но, как мне кажется, стоит прислушаться к тому, как преобразуются названия в живой речи и попытаться понять, почему это происходит.

Про кальки и иже с ними было в ответе на первую цитату. Я к этому не призываю и вообще плохо понимаю, откуда такая мысль могла возникнуть. Что же до второй части цитаты, то вот какая штука тут выходит: я "настольные ролевые игры" сам не придумывал. Их так называют люди, которые в них играют. Правда-правда, вот так и называют. Что на двух крупнейших российских настольно-ролевых форумах (геймфорумз и ролемир, соответственно), что в ролевой энциклопедии, которую сами же ролевики и пишут. Чего уж там, даже в гибнущей педивикии та же фигня. И вот тут возникает любопытный вопрос: кому же и к чему нужно прислушиваться?

А вот одну цитатку

Ju_Undin написал(а):

В свое время на Хавской я слышала термин "ситуативная игра". С моей т.з. это - гораздо более точный и корректный термин, ибо любая НРИ - эта череда ситуаций, предлагаемая мастером и разрешаемая игроком или группой (партией игроков).

я, с позволения, оставлю на потом. Потому к в ней мне видится повод для начала вполне себе серьёзного разговора, что несколько не соответствует общему тону текущего. Если есть желание - скажи, я попытаюсь внятно изложить свои мысли на этот счёт.

P.S.: кстати, может перенесём наши прения в отдельную тему?

Отредактировано uac (2011-03-15 08:34:48)

6

uac написал(а):

Что было, так это небольшая саркастичная рефлексия на тему разности миров, в которых вращаются автор и потенциальный читатель, желание расшевелить несколько скисшую формуную жизнь, и (конечно же) потакание своим низменным троллячьим инстинктам.

Троллячти инстинкты, они неизбывны. Потому и пишу))

uac написал(а):

P.S.: кстати, может перенесём наши прения в отдельную тему?

Согласна. Можно обозвать ее... "троли о терминах", или "терминологическое словоблудие", или...  :) Ты - модератор, ты и придумывай.

uac написал(а):

А вот одну цитатку
Ju_Undin написал(а):

    В свое время на Хавской я слышала термин "ситуативная игра". С моей т.з. это - гораздо более точный и корректный термин, ибо любая НРИ - эта череда ситуаций, предлагаемая мастером и разрешаемая игроком или группой (партией игроков).

я, с позволения, оставлю на потом. Потому к в ней мне видится повод для начала вполне себе серьёзного разговора, что несколько не соответствует общему тону текущего. Если есть желание - скажи, я попытаюсь внятно изложить свои мысли на этот счёт.

Очень интересно выслушать твое мнение. Тем паче, что ситуативные игры на Хавской имели очень четко направленный прикладной характер. А термин, который они придумали, по моему скромному мнению, более широк.

7

Гут. Тогда я вечером постараюсь изложить свою точку зрения на ситуативные игры.

8

С нетерпением ждем! :jumping:

9

Вот и обещанный пост. В своих рассуждениях я буду отталкиваться от некоторых положений так называемой Большой модели. Чтобы не пересказывать то, что и так достаточно хорошо изложено, просто приведу ссылку на ру.рпг.викию, откуда можно (и нужно - для понимания того, о чём я буду говорить) почерпнуть базовые сведения о БМ. Не смотря на то, что статья на текущий момент раскрывает чуть менее чем половину основных понятий БМ (и совсем не раскрывает самые интересные и сложные из них), в ней описано то, на чём основывается моё дальнейшее словоблудие. А именно: Исследование и составляющие его компоненты, в частности - Персонаж, Сеттинг и Ситуация. Чтобы избежать ненужных (в данном случае) англицизмов, вместо Сеттинга я буду использовать интуитивно понятное (мне) слово "обстановка". В общем-то, при желании его можно заменить на что угодно, если только помнить о том, что оно обозначает в БМ.

Итак, хватит предисловий, перейдём к делу, которое заключается в термине «ситуационная игра».

В рамках Исследования для Ситуации отводится особое, фактически центральное место. Почему? Лучше всего это продемонстрировать с помощью математической аналогии. Исследование в Большой модели выражается (самим автором) в виде следующей формулы:
Краски x [Система x [Ситуация = Персонаж + Обстановка]]
Что случится, если Ситуация будет равна нулю? Нулю будет равно и всё выражение. Это может произойти в случае, если в Ситуации (Персонаже и/или Обстановке) отсутствует "движущая сила", стимулирующая Исследование (зачастую такую роль выполняет конфликт или предпосылки к нему (в ролевом понимании этого слова)). А когда у игроков нет на руках Ситуации, которую можно исследовать (т.е. в которую можно играть), ролевая игра перестаёт быть. Остаются люди, которые просто общаются друг с другом, даже если это общение происходит "в роли". Мы больше не занимаемся "совместным воображанием" ("представлением воображаемых событий, мест и личностей", что по БМ и есть ролевая игра), мы просто, хм, "социально взаимодействуем".

Фактически, я повторил то, что гораздо короче сказала до этого ты: "любая НРИ - эта череда ситуаций, предлагаемая мастером и разрешаемая игроком или группой (партией игроков)". А теперь давай попробуем перенести понятие Ситуации (в более широком, БМ-ном смысле) на ролевые игры живого действия. Что изменится? Да, значительная часть Обстановки станет куда более вещественной и конкретной – NPC превратятся в живых людей, большинство действий перенесётся из общего воображаемого пространства в реальное "здесь и сейчас", и всё такое прочее, - но сама она будет по-прежнему присутствовать, как и Персонаж, без которого вообще никуда. И точно также в отсутствие Ситуации у нас не будет игры. Будут люди, сидящие вокруг костра, и просто общающиеся.

Думаю, не сложно догадаться, к какому выводу я клоню: термин "ситуационная игра" не может быть применён только и исключительно к настольным РИ, поскольку он в равной степени может быть применён к играм живого действия. Естественно, это моё личное, хотя и теоретически подкреплённое*, мнение и восприятие ситуации (с маленькой буквы), в котором, вполне вероятно, присутствуют изъяны и "недоглядки", и я был бы рад обсудить их или любые другие вопросы, возникшие в связи с этим моим постом.

* весь риск применения теории, разработанной, по словам самих же авторов, только для настольных РИ, если что, беру на себя ))

10

uac написал(а):

термин "ситуационная игра" не может быть применён только и исключительно к настольным РИ, поскольку он в равной степени может быть применён к играм живого действия.

С одной стороны согласна, но!
В ролевых играх живого действия кроме чисто сюжетных ситуаций, играемых персонажами, присутствует немаловажная состовляющая живой игры - фоновая деятельность.
В НРИ не надо отыгрывать минуту за минутой все моменты быта, все совершенно случайные и не имеющие отношения к сюжету встречи. Живая игра предполагает их, т.к игрок и его персонаж находятся в одном и том же времени и пространстве.

Например:
На РИ живого действия игрок проголодался. Он может спрятаться в палатку и захомячить заначку (т.е. выйти из игры), но предпочтет, чтобы его персонаж по игре пошел в трактир и за игровые деньги покушал. Если в этот момент в кабаке нет наплыва, то игрок вкупе с персонажем начытился и ушел. Это - не игровая ситуация, а фон к ней.
Тоже самое можно сказать про перемещение между локациями. Игрок идет в другую локацию, по пути собирает букет цветов и плетет венок. Приходит в другое место, забывает там ненужный венок и его персонаж погружается в игровые события. Если на него никто по дороге не напал, если он никого не встретил, это - тоже фоновое действие, никак на игру не отражающееся.

Теперь рассмотрим эти же моменты в НРИ. Чаще всего мастер и игрок не отыгрывают обыденные моменты жизни персонажа. Более того, обычно они их опускают по умолчанию. Т.е., если питание не сопряжено с опасностью, приключениями или не является важным элементом игры (как в VtM), то моменты принятия пищи просто опускаются.
Тоже можно сказать про перемещение от локации к локации. Если это не значимое для сюжета путешествие, то игрок говорит: "Сажусь в поезд", а мастер: "Через двое суток ты прибыл в Эсекс".

Те же моменты касаются времени:
В НРИ мастер может сказать: "Прошел год".
В РИ живого действия это не возможно. В живых играх часто вводится паралельное условное время: (экономический цикл; время, за которое взрослеет "младенец" и т.п.), но течение времени непрерывно.

На игры живого действия  часто едут "поиграть фон" кабатчиками, могильщиками и т.п. События основного сюжета затрагивают игроков только в том случае, если они переходят в глобальный формат (война, чума, карнавал). И такая игра доставляет игрокам массу удовольствия.

В НРИ все игроки - главные действующие лица сюжета. События игры крутятся вокруг них и мир реагирует именно на их действия.  В НРИ нет фонвой деятельности, есть только чередующиеся игровые ситуации.

Вот почему я не согласна с тем, что термин "Ситуационная игра" применим для игр живого действия.

Отредактировано Ju_Undin (2011-03-16 11:34:58)

11

К сожалению, сегодня мне свои мысли оформить в связное целое так и не удалось, так что ответный пост придётся немного подождать )

12

uac написал(а):

так что ответный пост придётся немного подождать )

Все еще жду :)

Отредактировано Ju_Undin (2011-03-21 13:28:03)

13

Осталось немного )) Сегодня вечером, надеюсь, всё будет.

14

http://www.mysign.ru/ukro-tv.gif

15

Извиняюсь за то, что так сильно затянул с ответом: сначала мне потребовалось несколько дней на то, чтобы разложить всё по полочкам у себя в голове, а потом ещё несколько дней пришлось бороться с внезапным приступом косноязычия, не дававшим мне внятно изложить в письменном виде то, что я хотел сказать. Надеюсь, что в конечном итоге у меня это получилось :)

Итак, прикинув всё и так, и эдак, я пришёл к мысли, что та фоновая деятельность, о которой ты написала, на самом деле "четыре разных человека"*.

Первое – это люди, которые ездят "играть фоном". Такие люди есть и среди настольщиков, да и вообще в любом хобби, я подозреваю, и очевидно, что ездят они на игры вовсе не за тем, что подразумевается под словами "игра в ролевую игру" (как процесс и целенаправленная деятельность). Что движет каждым конкретным таким человеком мне, конечно, неизвестно, но предполагаю, что в общем случае это общение в знакомом кругу и/или отдых на природе. Фактически, такие люди не являются игроками (активными участниками процесса "игры в ролевую игру") и в лучшем случае выполняют игро- или просто технические функции (как тот же кабатчик), либо являются пассивными наблюдателями. Их присутствие на игре и та масса удовольствия, которую они от этого получают, не имеет никакого отношения к "игранию в ролевую игру", и поэтому рассматривать эту деятельность (вообще или как один из определяющих факторов/отличительных особенностей полевой игры или любой другой разновидности ролевых игр) смысла я не вижу – это социальное явление другого порядка.

Второе – это те "пожизнёвые" действия, которые вынужден совершать игрок/персонаж во время игры: перемещение на большие расстояния, удовлетворение естественных потребностей, и так далее. Продолжая развивать идею переноса компонентов Исследования из БМ, я отношу их к Системе, как способу, которым мы соглашаемся с происходящим в игре (см. Принцип Лампли). Разницу между настолками и полёвками тут я вижу только в способе реализации намерений игроков, но не в сути: принципиально заявка "иду в кабак" не отличается от действия "иду в кабак", т.к. они обе выполняют одну и ту же "системную" функцию, в данном случае – перемещение от Ситуации к Ситуации, что, кстати, на мой взгляд хорошо иллюстрируется твоими же словами:

Ju_Undin написал(а):

Игрок ... Приходит в другое место, забывает там ненужный венок и его персонаж погружается в игровые события.

Третье – это то, что я про себя называю собственно фоновой деятельностью: собирание цветов по дороге из точки А в точку Б, выстраивание из "коров"-брёвен геометрических фигур на игровом "пастбище", игра в карты, кости или на музыкальных инструментах, и так далее. Эти действия продиктованы отсутствием активной игровой ситуации и являются вынужденной мерой занять своё время хоть чем-нибудь. Такая деятельность присутствует и в настольных играх, когда внимание мастера сосредоточено на одном из игроков (или одной части группы), а другие в это время обсуждают свои дальнейшие игровые действия, рисуют в чаршите картинку персонажа, рассматривают миньки, не задействованные в игре (или даже устраивают с ними мини-баталии), и так далее. Разница тут только в масштабе, по крайней мере, как видится мне.

Небольшая ремарка: в общем-то, для того, что я действительно хочу сказать, такое подробное деление (кроме отделения первой разновидности) избыточно, и можно рассматривать фоновую деятельность целиком, в том виде, в котором представила её ты. Для меня это было просто интересной разминкой для ума – разобрать, вычленить, классифицировать - которая, как мне показалось, может быть небезынтересна другим. Если это не так, то прошу прощения.

Теперь давай проскалируем разные виды РИ по "размеру", в порядке уменьшения. Если я ничего не путаю, будет так:
1) полевая
2) городская
3) павильонная
4) кабинетная
5) настольная
(Под павильонной тут я имею в виду игру не просто в помещении, а в здании, более или менее крупном, вроде тех, что бывают на фестивалях. Под кабинетной - собственно кабинетную, когда поле деятельности ограничено несколькими комнатами/помещениями.)

Насколько я вижу, с уменьшением масштаба игры уменьшается и значимость фоновой деятельности, вплоть до сведения к незаметному минимуму в словесках/настолках, – пространство игры становится меньше, необходимость в совершении действий "по жизни" тоже, переход от Ситуации к Ситуации совершается быстрее. Мне это говорит о том, что фоновая деятельность не является обязательным условием для существования ролевой игры (любой ролевой игры), она – лишь неизбежное следствие увеличения масштаба игрового пространства (от полностью воображаемого в настольных играх до реально осязаемого в играх живого действия) и "овеществления" Персонажа и Обстановки. Однако Ситуация таким условием является. Масштаб игры для Ситуации значения не имеет – она должна быть в игре, чтобы игра была. Все остальные компоненты Исследования, хотя и необходимы для игры сами по себе, всё же находятся в подчинённом отношении к Ситуации, так как при прочих равных (наличии Персонажа, Окружения, Системы, Красок) слабая Ситуация (т.е. обладающая низкой "движущей силой") приводит к "провисанию" игры что в настолках, что в полёвках, и тогда на первый план выходит та самая фоновая деятельность. В предельном случае она затмевает всё остальное, и игра прекращается совсем. (С другой стороны в моей практике были случаи, когда сильная Ситуация на полевой игре практически полностью вытесняла фоновую деятельность, например, когда игроки просили мастера "дать им хоть поесть спокойно первый раз за день" )). Это заставляет меня думать, что Ситуация – критически важный, ключевой компонент любой ролевой игры, который собственно делает игру возможной или даже просто делает игру. Поэтому мне и кажется, что в этом смысле все игры без исключения ситуативны, так сказать, по определению.

*Ещё одну "сущность" я выделил уже во время написания финальной версии этого поста, поэтому решил не включать её в основной текст. Тем не менее, вот она: четвёртый вид фоновой деятельности – это сознательные действия игрока, нацеленные на создание/укрепление образа персонажа, которые в таком случае будут, как я понимаю, Красками.

16

Ответ будет. В первую очередь про разное понимание термина "фоновая деятельность на ролевой игре", а потом об том, что есть игровая ситуация в настолке и игре живого действия.
И я тоже сначала буду подумать ;)

17

На всякий случай (чтобы сэкономить тебе время) скажу, что  понимание фоновой деятельности у нас, скорее всего, одинаковое. Просто я решил разобрать её на отдельные детали, из любопытства. Я даже готов признать (почти, эту мысль  я ещё не додумал )), что в сумме эти детали дают больше, чем по отдельности, т.е. что фоновая деятельность в играх живого действия - уникальное, свойственное только им явление. Что однако не отменяет моей основной идеи - о центральной роли ситуации в любой ролевой игре.

18

uac написал(а):

На всякий случай (чтобы сэкономить тебе время) скажу, что  понимание фоновой деятельности у нас, скорее всего, одинаковое.

Нет, у нас совершенно разное понимание того. что есть фоновая деятельность на РИ живого действия.
Вот тут я уже писала про это:
Фоновая деятельность на РИ
И это - давно устоявшееся понятие. Игра живого действия без фоновой деятельности - ряд театральных сцен и эпизоды вонзалова. И это касается любой живой игры, в т.ч. кабинетки. Это - ответ на тот самый сокраментальный вопрос: "Чем будут заяняты игроки во время игры?"

Это я к тому, что фон, мир в настолке - дело мастера, а не игроков. Фоновых ролей нет, только главные. И они идут именно от ситуации к ситуации, опуская такие мелочи, как утреннее затягивание в корсет (на живой игре это - вполне себе игровой момент :), на общий сюжет никак не влияющий).
Резюме: понятие ситуативнвя игра к РИ живого действия непременимо.

Отредактировано Ju_Undin (2011-03-25 01:20:37)

19

Да нет, понимание одинаковое, как я и предполагал. Примерно с таких статей я начинал знакомство с полевыми играми, и понятийным аппаратом ролевиков-полёвщиков (это слово я использую сейчас без отрицательных коннотаций), как мне кажется, владею в достаточной мере. Только вот я сильно недооценил, хм, традиционности взглядов (симуляционизм - почему я всегда забываю, что он доминирует в головах ролевиков?). Ты это всерьёз - ответ на сакраментальный вопрос и всё такое?
Ты не думаешь, что это выглядит попыткой поставить телегу впереди лошади? В фоновую деятельность нельзя играть, её можно максимум отыгрывать (в том смысле, что "играть было не во что, только отыгрывать"). Оставь в игре только фоновую деятельность - и это не будет ролевой игрой. Будет любительский театр, коллективный отдых на природе, вонзалово по фану, что угодно, но не ролевая игра. Нет, правда, подумай об этом. Я понимаю, что это звучит прямо противоположно тому, что говоришь ты, но попытаться-то можно )) Фоновая деятельность лишена смысла в отсутствии Ситуации.
Впрочем, убеждать и навязывать я не буду. Твою позицию я, как мне кажется, понял, и да, действительно, с такой точки зрения полевые игры нельзя назвать ситуативными. Вот только не могу сказать, что согласен с ней и убеждён в её правильности. Зато теперь лучше понимаю, почему не хочу больше ездить на местные игры. Так что хоть какая-то польза от этого разговора есть.

А фоновых ролей по моему глубокому убеждению быть не должно нигде и никогда, разве что игрок сам об этом попросит, да и то стоит задуматься, а нужен ли он такой. Но я уже понял, что с такими настроениями мне лучше пойти поискать какое-нибудь "другое ролевое движение" ))

P.S: мир в настолках, который дело мастера, я комментировать не стал сознательно, но без внимания не оставил, да ))

P.P.S: на всякий случай, Ситуация, о которой я говорил всё это время, не равна сюжету и сюжетной деятельности из твоей статьи. Мне вдруг подумалось, что, может, в этом причина непонимания?

Отредактировано uac (2011-03-25 03:18:54)

20

На свежую голову я, кажется, понял, почему может показаться, что я воспринимаю фоновую деятельность по-другому: когда я разбирал её в терминах БМ, то четвёртый "тип" (Краски) незаслуженно оказался в самом конце и подумал я о нём в последнюю очередь, хотя он, как мне сейчас думается, составляет фоновую деятельность "по-полевичьи" чуть менее чем полностью. Могу только сказать, что в тот момент я был увлечён анализом конкретных примеров и несколько упустил из виду "большую картинку". Что однако не значит, что я не вижу её вообще. Фактически, моё определение - "сознательные действия игрока, нацеленные на создание/укрепление образа персонажа" идентично по смыслу твоему "то, чем заняты игроки помимо сюжета, то, что создает в игре ощущение реальности и достоверности игрового мира". Наверное, я просто неудачно это сформулировал - косноязычие же.
А в целом мне всё это внезапно стало напоминать извечный спор о том, бытие ли определяет сознание или наоборот. Возможно, когда я додумаю эту мысль, моё мнение переменится.

Кстати, ты не сталкивалась с таким явлением, как jeepform? Это такое особое шведское колдунство довольно необычная, на мой взгляд, разновидность живых игр от шведских ролевиков. Там, кроме всего прочего, вполне возможно прерывать течение времени в игре, играть за нескольких персонажей сразу, вводить новые факты об игровом мире по ходу игры, и много чего ещё. Хотя некоторые моменты там меня откровенно смущают, если не сказать пугают, в целом оно весьма интересно и освежающе - этакий нарративизм от LARP. Вот только не знаю, есть ли о джипформ хоть что-то на русском.

Отредактировано uac (2011-03-25 10:58:01)

21

Газебо проснулось, да.

Ju_Undin написал(а):

Игра живого действия без фоновой деятельности - ряд театральных сцен и эпизоды вонзалова. И это касается любой живой игры, в т.ч. кабинетки. Это - ответ на тот самый сокраментальный вопрос: "Чем будут заяняты игроки во время игры?

Это, наверное, один из наиболее живучих и вместе тем один из наиболее вредоносных мифов РИ.

Предыдущий оратор всё прекрасно (с моей точки зрения) написал про фоновую деятельность. Не буду его повторять и потому позволю себе остановиться только на одном аспекте - вредоносности мифа о фоновой деятельности. То есть на теме, о которой в приличном ролевом обществе говорить стесняются.

Итак, что произойдёт, если на игре нечего делать? Ответ очевиден - игра быстро, решительно скатится в унылое, пардон май френч, говно. Со всеми вытекающими  последствиями - претензиями (и даже истериками) игроков, скандалами, срывами покровов и запятнанной репутацией мастеров. В долгосрочной перспективе это означает, что к мастерам, делающим пустые игры, никто не поедет.
Также очевидно, что никто из мастеров по доброй воле не хочет становиться творческим трупом. Всем хочется признания и похвалы игроков. И вот отсюда растёт пресловутая фоновая деятельность - способ "говорить, когда не о чем говорить". Т.е. большинство игроцких ролей пусты чуть менее, чем полностью, но у игрока создаётся иллюзия занятости и нужности.
Таким образом мастера прикрывают свою творческую немощь и нежелание/невозможность обеспечить всех игроков ролями с ОБВМ обильным внутренним наполнением. Фоновая деятельность - фиговый листочек, прикрывающий чёрную дыру Чорного Властелина, зияющую в ткани игры.
И (наконец-то) о вредоносности. В чём вред такого подхода?
Во-первых, мне представляется очевидным, что это банально неэтично по отношению к игрокам. Игрок en masse едет на игру побыть протагонистом в какой-то своей, личной, истории. Вместо этого ему подсовывают эрзац.
Во-вторых, это формирует у молодых игроков неверный взгляд на ролевые игры. То есть они начинают считать подобные вещи нормальными (и даже необходимыми) только в силу того, что их к этим вещам приучили. За примерами, думаю, далеко ходить не надо - они обитают прямо вот на этом форуме.

Традиционное возражение: "а чем же ты тогда займёшь over 9000 игроков, приехавших на игру?". Я отвечу: "Продуманными и наполненными вводными". И не надо кивать на то, что невозможно придумать такие роли на всех. Невозможно - упырьте мел умерьте пыл и уменьшайте масштабы игры до тех пор, пока не будете в состоянии обеспечить вводными всех участников игры. Да, надо наступить на горло собственной гигантомании и ЧСВ. Да, это чрезвычайно тяжело. Но необходимо. Лучше меньше, да лучше.

Вот как-то так. Dixi.

Отредактировано .angelizer (2011-03-25 13:27:54)

22

uac написал(а):

Кстати, ты не сталкивалась с таким явлением, как jeepform? Это такое особое шведское колдунство довольно необычная, на мой взгляд, разновидность живых игр от шведских ролевиков.

Мне рассказывал про эти игры д. Слава, ездящий на европейские коны ролевиков. Там, обычно, играет до пяти человек, и это игра-исследование. Там очень много от психологических диагностических игр и, как утверждают, выросло именно из них в нечто большее.  Хотелось бы поиграться в это, хотелось бы ознакомиться с материалами и подходами, но на русский пока не переведено ничего(( Правда, над этим работают, и статья, вызвавшая данную дискуссию - один из этапов этой работы, ибо была представлена именно в сборнике статей на европейском коне РИ (в этом коду Кнутпункт проводился в Дании).

Пример такой игры со слов д. Славы:

Крыша небоскреба. На ней собрался этакий клуб самоубийц - люди, которые сегодня решили спрыгнуть с крыши (край крыши обозначается меловой чертой на полу). Мастер - корреспондент с кинокамерой, который просит у них "предсмертные интервью" и собирается цинично зафиксировать для новостей эти акты самоубийств. Роли - уходящая звезда кинематогрофа, поэт наркоман, проигравший все на бирже отец большого семейства.
Основной вопрос игры: решатся ли герои сделать этот последний шаг?

Я пока вообще не понимаю, как сделать такую игру. Но интересно, очень интересно.

Отредактировано Ju_Undin (2011-03-25 14:49:22)

23

А письмо двум турецким султанам про фоновую деятельность будет позже.

24

(Оффтоп: как у вас тут вкусно и интересно! Такая дискуссия и без меня :))

Господа хорошие, понятно, что у вас разные точки зрения, но похожи вы в одном - вы подходите к вопросу инструментально и с внешней, по отношению к игроку, стороны.
С моей точки зрения совершенно очевидно, что включённость игрока в процесс игры для полевой игры и для словески - две очень большие разницы:

- В полевой игре (как и в павильонных, кабинетных) игрок физически! включён в ситуацию (он сам её видит, сам на неё влияет, сам решает, что ему делать, как, когда и т.п.), то есть мастер в полевой игре создаёт условия для того, чтобы ситуация возникла и получила своё развитие. Если мастер не создаст этих условий, не будет ситуации, а значит и игры как таковой.

- В словесной игре игрок в основном включён в ситуацию психологически (с одной стороны мы дома сидим, с другой стороны - мы едем (с)), то есть словесная игра требовательна к принципиально другому типу активности человека (фантазии, воображению, вниманию и т.п.) И задача мастера сделать так, чтобы внимание игрока было сконцентрировано на процессе игры. Фактически мастер заменяет своими комментариями всю физическую реальность в которой действует персонаж, и тем самым подогревает интерес игрока. Если игрок утратит интерес к происходящему - словеска потеряет свою ценность для игрока.

Другими словами в полевой и словесной игре мы имеем дело с различными реальностями, разными способами проживания игроком ситуации.

Поэтому мне странны те нападки, которые звучат в этой дискуссии в адрес представителей традиционной школы ролевых игр.

Господа и дама, поймите, что реальности словесной и полевой игры (игры живого действия) различны, и те, кто отдаёт предпочтение словесным играм с очень большим трудом смогут получить ту же интенсивность включения в ситуацию на полевой игре (там мастер только создаёт условия, а не напрямую влияет на включённость игрока в процесс). То же самое работает и в отношении тех, кто привык скорее действовать, чем воображать - для них сама форма словески неудобна тем, что лишает игрока множества привычных для него источников информации и способов действия (высокая интенсивность игры требует быстро соображать и принимать решения, отбрасывая в сторону такие факторы как усталость, голод, освещённость местности, расстояние до объекта и т.п.).

P.S. Относительно фоновой деятельности, цели её различны в словеске и полевой игре. В полевой игре фоновая деятельность нужна для того, чтобы игрок мог включиться в процесс игры, почувствовать себя причастным к тому, что происходит в мире игры, поддержать своё представление о том, что он всё ещё в игре, а не просто тусит на природе, поэтому так важны формы и модели фоновой деятельности в полевой игре.

В словеске же фоновой деятельности как таковой может и не быть, потому что игрокам просто необходимо давать возможность проанализировать то, что происходило с их персонажем в игровом эпизоде, собраться с мыслями и прикинуть, как дальше будет действовать их персонаж. Это уже ближе к динамике психотерапевтических сеансов, если хотите.

Всё сказанное является выражением только моей личной точки зрения.

Кстати, по поводу "Клуба самоубийц", рискну предположить, что корни таких игр растут из психодраммы, о чём косвенно намекает роль мастера, а так же то, что он интервьюирует "самоубийц".

Отредактировано Tinnar (2011-09-04 11:30:24)

25

Tinnar, правильно ли я понял, что основная твоя мысль - "претензии к фоновой деятельности в LARP идут мимо кассы, потому что её восприятие хобби-специфично"?

26

uac написал(а):

Tinnar, правильно ли я понял, что основная твоя мысль - "претензии к фоновой деятельности в LARP идут мимо кассы, потому что её восприятие хобби-специфично"?

ээээ, последнюю часть фразы не совсем понял, попробую резюмировать иначе.

В LARP фоновая деятельность  может восприниматься специфично если она служит для вроливания, а может и быть не самым лучшим способом чем-то занять игроков, чтоб не мешали играть "избранным", и выводить игроков из контекста игры.

Я говорил о том, что интенсивность психологической вовлечённости игрока в словеске априори на порядок выше, чем в LARP, поэтому сравнивать фоновую деятельность в играх живого действия и в словесках, бессмысленно, так как это принципиально разные по своей природе вещи.

27

Tinnar написал(а):

ээээ, последнюю часть фразы не совсем понял, попробую резюмировать иначе.

Хобби-специфично = хобби-зависимо, т.е. зависит от особенностей конкретной разновидности - настольной или "живой" - хобби "ролевые игры". В любом случае я имел в виду примерно то же, что и ты в своём резюме.
Теперь ещё один вопрос: тебя не затруднит дать своё определение понятия "фоновая деятельность", чтобы я до конца был уверен, что понимаю, о чём речь? Не обязательно формальное, и, если оно уже упоминалось выше по теме, то можно просто ссылку.

28

Для меня фоновая деятельность, это те действия, которые совершает игрок, когда он не участвует в основной ситуации игры, но при этом продолжает чувствовать себя причастным к игре.
Например: поединок - это ситуация конфликт, когда воины сражаются, они вовлечены в процесс, всё остальное - закупка. подготовка оружия, выбор места и времени поединка - фоновая деятельность.

29

Ох, что-то ответы порождают только новые вопросы )) Основная ситуация игры - что это? Из примера я понимаю, что вообще любой игровой конфликт, в котором задействован игрок, так?

30

Тут всё достаточно просто, я смотрю на игру как на сценарий фильма для некой группы "актёров".
Следовательно - основная ситуация игры для меня, это интрига фильма, основной сюжет, события которого "делают" собственно игру.
В этом ключе все второстепенные сюжетные линии и действия будут фоном для основного сюжета, или если проводить аналогию с театром - декорациями, в которых разворачивается основное действо.

Отредактировано Tinnar (2011-09-06 09:57:10)


Вы здесь » Калужский ролевой форум » Ролевые игры живого действия » Обсуждение: история и истоки ролевых игр в России